Меню
Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе зачем мы здесь?"
Новая реальность
Мир перевернулся разом! Уверена, каждый житель мегаполиса и не только почувствовал это на себе лично. И это уже не просто VUCA мир, а новая реальность.



Новые привычки, новые стандарты, новые форматы работы и развлечений, новое «повседневное».. К которым несмотря ни на что! Мир адаптировался.. а кто-то просто смирился и принял. Потому что так как раньше больше не будет.⠀



Главный вопрос для людей постоянно развивающихся, а также для людей беспокойных и заботящихся.

«Как быть, что делать, как эффективно и безболезненно войти в новую реальность?»⠀



1. Проанализировать все новое, что пришло в вашу жизнь, по схеме (все подробно описать):

- описать новое (событие, обязанность, формат, привычка, ..)

- что в новом для меня некомфортно?

- что в новом для меня комфортно?

- как я могу повлиять на это новое, что могу изменить?

- что мне нужно для того, чтобы с этим новым жить комфортно?

- как я буду жить, если это новое останется со мной навсегда?

- как я могу улучшить новое?

- что мне нужно сделать для того, чтобы с этим новым жить в гармонии? ⠀



2. Прописать✍️ план действий на ближайший месяц с осознанием того, что это новое будет с тобой как минимум этот ближайший месяц. ⠀



☀️Для простоты осознания, можно провести параллель прихода нового в вашу жизнь с заведением домашнего питомца или приобретением нового автомобиля. В любом из случаев, вам нужно будет узнавать и пробовать, привыкать и адаптироваться, видеть плюсы и перекрывать минусы. ⠀



Вы скажете, тут есть большая разница! пришло новое в вашу жизнь неожиданно, нежданно или пришло то новое, которое ты ждал и хотел☝ ⠀



Да, разница есть. При этом, процесс адаптации к новому проходит одинаковыми подсознательными этапами. И то, на сколько быстро и как продуктивно в вашу жизнь войдут нежданные новинки, зависит только от вас :)

Анастасия Головина
коуч-консультант, психолог
"Осознанность - фундамент гармонии и развития"



Что такое осознанность? Многие скажут "да знаю я, у меня все в порядке с осознанностью". Но так ли это? Давайте проверим:

Из чего состоит та самая очень нам сегодня необходимая осознанность и что нам это дает?

  1. Знать свои эмоции. Неспособность распознавать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол.
Например, в твоей жизни неожиданный период изменений. Ты испытываешь разные чувства в одно и тоже время и думаешь "да нет, это не так, мне показалось, все станет на круги своя, все само решится, а может подождать...." и все, что отдаляет тебя от решительных действий и полного понимания ситуации. А в это время, кто-то попав в такую же ситуацию просто начал разговор с внутренним я "что я сейчас чувствую, почему я это чувствую, что я могу с этим сделать, как мне решить этот вопрос, как изменить, как подстроиться, как...."

Люди, понимающие свои эмоции оказываются более успешными в совершении выбора, принятии решений. Люди, точно знающие какие именно эмоции в них сейчас бурлят, могут позволить себе ускориться на пути к желаемой цели и не останавливаться для того чтобы оно само как-нибудь решилось или изменилось... А время сейчас становится ценно как никогда.

  1. Управлять эмоциями. Жизнь, лишенная чувств, превратилась бы в безрадостную пустыню. Поэтому, чувства есть всегда, ими можно и нужно управлять! Но не в коем случае НЕ подавлять.
Например, апрель 2020 - пол страны вынуждены сидеть на самоизоляции, каждый столкнулся с разными чувствами и мыслями "о, класс, отдохну наконец-то!, боже, как я буду работать дома это же с ума можно сойти, я не могу сидеть дома целыми днями!, нет, я хочу ходить везде, это все бред и вранье, теперь все рухнет, эх я сейчас стану звездой ютуба!, ...." А в это время, кто-то в такой же ситуации сразу начал разговор с внутренним я "что я сейчас чувствую, почему я это чувствую, что я могу с этим сделать, как мне решить этот вопрос, как изменить, как подстроиться, как измениться, как быть впереди, как прожить этот период без потерь, как я могу использовать в свою пользу все это...."

Люди, умеющие распознавать и управлять своими эмоциями всегда стабильнее чувствуют себя в любых эмоционально подъемных ситуациях. Будь то положительные или негативные эмоции. Осознанный человек не сойдет с ума от радости и быстро восстановится после жизненных неудач.


Осознанность - это возможность понимать свои чувства/эмоции и управлять ими в любой ситуации.

Онлайн-ресурсы для работы с командой

1. WebEx
Какие задачи помогут решить WebEx:
  • Обучение и проведение мозговых штурмов с участием территориально распределенных коллег, клиентов и партнеров
  • Проведение вебинаров: маркетинговых акций и семинаров
  • Удаленная демонстрация новых продуктов и программных решений любой сложности
  • Поддержка пользователей, находящихся удаленно от специалистов обслуживания
  • Создание полноценных обучающих видеороликов за счет возможности записи всего, что происходит во время конференции.
  • При этом все участники собраний всегда обеспечены такими удобными и практичными инструментами как: совместный доступ к рабочему столу, клавиатуре и мыши, документам MS Office.
  • Чат и обмен мгновенными сообщениями
  • Запись веб-сессии
  • Голосование
  • Средства аннотации

2. Zoom
Zoom — это платформа для видеоконференцсвязи, которая позволяет организовать виртуальную встречу с другими людьми через видео, только аудио или и то, и другое.

К такой видеоконференции можно присоединиться через веб-камеру на компьютере, телефоне или планшете.

Платформа позволят объединять людей в группы, менять фон для выступлений и демонстрировать презентации.

3. Skype
Skype – это специальная программа для голосовых, видео- и текстовых сообщений.

Для того чтобы иметь возможность делать бесплатные звонки абонентам Skype по всему миру и отправлять мгновенные сообщения, достаточно иметь работающее подключение к интернету, зарегистрироваться в сети Skype и установить программу Skype на свой компьютер.

Так же за определенную плату можно звонить по Skype на мобильные и стационарные телефоны. Оплата будет зависеть от того, в какую страну Вы звоните.

4. Miro для Scrum собраний
«Миро» – онлайн-платформа для совместной работы над проектами. Это большой виртуальный холст, внутри которого располагаются разные элементы — в случае miro это борды.

Большой плюс Миро в визуальном представлении и легкости — когда мы заходим на в онлайн, то сразу видим, что там происходит: кто уже выложил обзор, кому ответил коллега или руководитель, где появились новые комментарии. Технически это удобно тем, что не нужно загружать несколько разных документов — загрузили одну страничку и работаете на ней всей командой (например, неделю или день или месяц или единично для собрания/совещания).

5. Trello для учета командных задач и планов
Благодаря доскам, спискам и карточкам Trello пользователи могут упорядочивать проекты и расставлять приоритеты.
Помогает организовывать команды на работе, во время параллельного проекта или семейных выходных
Добавляйте подробную информацию, например комментарии, вложения, сроки и другие сведения, прямо в карточки Trello. Работайте над проектами вместе с коллегами от начала и до конца.

6. Чаты
Slack — идеальный способ собрать всю команду вместе. Здесь можно обсуждать всё: рекламные брифы, публикацию новой версии приложения, последних новостей или совместные посиделки в пятницу. Всё структурировано по каналам, для прямого общения есть личная переписка. В Slack есть только те, с кем вы работаете — постоянно в редакции (тогда у человека будут все права) или периодически или только по конкретным проектам (тогда человек получит доступ только к нескольким каналам).

В результате практически всё рабочее общение переходит из почты и мессенджеров в Slack, а мессенджеры остаются прежде всего для личной жизни.

MS Teams
Teams реализует концепцию пространства для коллективной работы, основанной на чатах, и предназначен в первую очередь для ведения интенсивных неструктурированных коммуникаций, которые неудобно осуществлять по телефону или электронной почте.

Его удобство сразу же оценят участники проектных групп с непостоянным составом. Руководствуясь концепцией интеллектуальных коммуникаций, направленной на совершенствование работы со звонками и собраниями, корпорация Майкрософт встроила функции Skype для бизнеса в Teams [2]. Появились дополнительные возможности для проведения различных форм консультаций в ходе учебного процесса в отсутствии непосредственного контакта, характерного для дистанционного взаимодействия.

7. Задачники и планировщики

  • Todoist (есть возможность общего доступа к списку и редактированию задач, планов, замечаний)
  • ЛидерТаск
  • Wunderlist
  • Strike
  • Coolendar
  • Google календарь и другие.
Планировщики позволяют управлять персональными задачами, составлять расписание дел, указать даты их выполнения и приоритетность. Планировщики зачастую могут быть на нескольких устройствах одновременно (компьютер, телефон, планшет), все синхронизируется, что дает полные удобство и быстроту применения.


Все в Ваших руках.

Масса электронных способов работы помогут Вам сохранить эффективность команды в период изменений.
Управление командой в онлайне

4 метода сохранить команду:

1. Для «чувства человека», регулярно проводите встречи с коллегами онлайн для обсуждения общих вопросов. Все также, как и ранее, только совещания/собрания заменяем онлайн-встречами в Zoom, Skype, WhatsApp.

2. Для сохранения структурности в работе, ставьте задачи на день/неделю по отделам или отдельным сотрудникам.

3. Для формирования психологического комфорта сотрудников, проводите каждый понедельник утренний кофе с командой для обсуждения житейских вопросов, новостей, сложностей и пожеланий относительно формата удаленной работы (также через онлайн-встречи).

4. Для развития и творческого насыщения, проводите обучающие курсы для команды (о том, как работать удаленно, как справляться со стрессом, как поддерживать баланс жизни в условиях сегодняшних изменений, а также на различные профессиональные темы (hard и soft навыки).


5 факторов эффективных онлайн-выступлений

1) Контент: структура и наполнение онлайн выступления. Для продуктивного и живого онлайн-выступления, важно, чтобы материал и рассказ были подготовленными, логичными, структурными, на понятном языке, интересно поданными, с фактами и решениями.

2) Контакт: удерживайте внимание слушателей в онлайн формате с помощью ярких презентаций, живого голоса, взаимодействия с аудиторией, удержания внимания (вопросы, обращения, призывы, подтверждения), работы с вопросами участников, работы с возражениями и сомнениями.

3) Подача: тренируйте уверенную, энергичную, убедительную речь. Скорость и громкость голоса в онлайн формате отличается от живого общения, поэтому пробуйте записать себя на видео или диктофон, послушать и скорректировать подачу. Поза и жесты: открытые жесты и доброжелательное выражение лица дадут Вам более включенную аудиторию.

4) Состояние: выступая онлайн впервые или в общем достаточно редко, многие ораторы волнуются. Для того, чтобы снять волнение, старайтесь полностью погрузиться в тему выступления и держать в голове задачи онлайн-конференции. Техника для внутреннего спокойствия: сделать глубокий вдох на 1 счет, медленный выдох на 4 счета (повторяем вдох/выдох до наступления концентрации мыслей).

5) Визуализация: для продуктивного включения слушателей, заранее подготовьте структурную презентацию с ключевыми тезисами, графиками и картинками, а также дополнительные материалы для участников онлайн-встречи. Материалы при необходимости предварительного изучения можно выслать каждому или в общий чат до начала конференции.

6) Тайминг: определите время начала и завершения онлайн-встречи. Для того, чтобы каждый мог планировать свои временные ресурсы, озвучьте длительность и возможные изменения времени для других участников в начале онлайн-встречи.

Как организовать эффективный home office


1. Комфортные стол и стул. Диван, кресло, кровать – все не подходит :) Если нет рабочего стола, то можно расположиться за кухонным столом на стуле. Так вы будете лучше чувствовать рабочий настрой и ничего не будет тянуть вас занять расслабленную позу.

2. Комфортное освещение всего рабочего места. Психологически комфортно работать у окна, поэтому по возможности переместитесь на время удаленной работы к окну. В вечернее время важно позаботиться о том, чтобы света на рабочем месте было много (общее освещение + настольная лампа), это позволит не отвлекаться на «рассматривание чего-либо и напряжение глаз.

3. Наличие всего что понадобится в работе на рабочем месте (компьютер, телефон, ручка, листы для записи, стикеры, маркер и др. вещи, которыми вы привыкли пользоваться в офисе) позволит вам не отвлекаться во время рабочего времени и не искать что-либо по всей комнате/квартире/дому что-то срочно необходимое.

4. Уберите из поля зрения все, что может отвлекать вас от работы. Для родных и близких, с кем вы живете, можно заранее сообщить о том, что в такие-то периоды времени вас не отвлекать и не о чем не спрашивать, так как вы будите «на работе».

5. Комнатные растения. Зеленый цвет успокаивает, а листья на свету выделяют кислород во время фотосинтеза, что полезно в общем. Хорошо, если на рабочем столе или радом с ним будет зеленое растение.

6. Определите точный график работы (начало, перерыв на обед, конец рабочего дня).

7. Делайте перерывы по 5-10 минут каждый час. Для сохранения концентрации внимания важно делать своевременные перерывы (выпить стакан воды, дать отдохнуть глазам от компьютера, посмотрев просто в окно, размять тело, сделать себе чашечку чая/кофе).




"Любое действие имеет свой риск и цену этого риска, точно также как и любое бездействие".
Особенности обучения топ-менеджеров. Следует отметить несколько ключевых отличий в обучении рядовых сотрудников и топ-менеджеров:

  1. Лидерам необходимо быть «на шаг впереди», а значит, они должны учиться больше, а не меньше своих подчиненных. При этом очень важно здесь учитывать вопрос самомотивации к развитию.
  2. Руководители обучаются, в основном, в очном формате и часто – в индивидуальном. Им доступны такие форматы, как: коучинг. Подобное обучение признано во всем мире высокоэффективным и предназначенным для проработки большого числа не только профессиональных, но и личностных запросов клиента.
  3. В программах профессионального и делового обучения лидеров присутствуют обязательные модули по управленческим навыкам. Ведь обучение руководителей без пояснений, как мотивировать и вовлекать своих сотрудников, представляется недостаточным.

Так, особенности развития руководителей просматриваются и в мотивации, и в форматах, и в содержании обучения, что необходимо учитывать корпоративным университетам при подготовке программ обучения.

Современный VUCA-мир диктует лидерам необходимость уметь работать в условиях постоянных изменений, неопределенности, сложности и противоречивости. С этим связаны компетенции, подлежащие обязательному развитию у топ-менеджеров.

Анастасия Головина
Бизнес-психолог
Ключевые компетенции лидеров:

1. Понимание бизнеса. Понимание бизнеса как понимание и умение прогнозировать тенденции развития отраслевого рынка. Понимание стратегии компании и ее конкурентных преимуществ. Понимание стратегии развития своего направления бизнеса на ближайшие годы. Наиболее эффективными форматами развивающих мероприятий здесь будут: стратегическая сессия с профессиональным фасилитатором, игры-симуляции бизнес-задач, а также индивидуальный коучинг с привлечением коучей с опытом работы в бизнесе и, преимущественно, в стратегическом консалтинге.

2. Гибкость в принятии решений и деловых коммуникациях. Владение техниками креативности для определения новых областей деятельности, поиска нестандартных решений. Нужно учить не бояться делать открытия. Проанализировать по заданным параметрам задачу сегодня стало несложно – это сделает и компьютер. Человек же способен использовать в аналитике не только свой рациональный интеллект, но и эмоциональный. А значит, человек может сделать открытие, на которое компьютер не способен. Кроме того, вся коммуникация становится более эффективной, если использовать последние достижения в сфере развития эмоционального интеллекта. Наиболее эффективными форматами развивающих мероприятий здесь будут: тренинги, индивидуальный и групповой коучинг, «вовлекающие пространства» как обучение через искусство.

3. Управление в сложных условиях включает в себя управление изменениями и риск-менеджмент, а также управление стрессом своим и своих подчиненных (стресс-менеджмент и тайм-менеджмент по индивидуально подобранным инструментам). Наиболее эффективными форматами развивающих мероприятий здесь будут: бизнес-кейсы, игры-симуляции, тренинги, индивидуальный и групповой коучинг.

Таким образом, ключевые компетенции лидера, необходимость которых объясняется актуальными тенденциями бизнеса, отрабатываются известными и, одновременно, редкими для массового обучения форматами.


Тенденции рынка обучения 2020

  • "Индивидуальность подхода" проявляется как требование к программам обучения: например, бесполезно просто обучать стресс-менеджменту или тайм-менеджменту. Все программы обучения ближайшего будущего основываются на индивидуальном подходе – ищется индивидуальный стиль управления, по которому даются индивидуальные инструменты. Сейчас появилось множество различных методик, позволяющих быстро и качественно протипизировать участников на основе тестирования и дать им только те инструменты управления, которые подходят именно им. Индивидуальный подход в программах развития управленческих навыков означает: проведение диагностики индивидуального стиля управления (временем, задачами, стрессом своих и своих подчиненных; изучение различных стилей управления - их сильных и слабых сторон (это важный процесс для руководителей, которые получают важную информацию о своих подчиненных и учатся эффективнее ставить задачи и управлять ими в зависимости от индивидуальных особенностей сотрудников); выработка индивидуальной системы управления для каждого сотрудника с предложением самых удобных для него инструментов в зависимости от его индивидуального стиля управления.
  • Кроме того, каждому лидеру корпоративный университет готовит индивидуальный план развития, который согласовывается с ним, и служит определенным «вектором» на обозначенный срок (как правило, 2-3 года).

  • Умение учиться новому (не накапливать знания, а быть любознательным и открытым для нового знания) - важный тренд в обучении. По сути, мы вступили в эру такого высокого уровня развития технологий, интернета, поисковых систем, что добыть нужные знания больше не сложно. Сложнее и важнее – научиться ставить стратегические цели, готовность к постоянным изменениям, любознательность. Также требуются поддерживающие компетенции: умение подключать самомотивацию и ощущать внутреннюю гармонию, чтобы иметь возможность мотивировать других.

  • Благодаря естественному приросту в коллективах сотрудников поколения Y, которые уже успели занять высокие должности в топ-менеджменте, в обучение пришли игровые техники, краткосрочные обучающие курсы, визуализация и обучающие ролики. В целом, увеличилась доля дистанционных и кратких форматов обучения. Во многих корпоративных университетах практически под каждую обучающую программу готовится видео-ролик или дистанционный курс, а тестирования давно проводится в электронном виде.

Таким образом, современное обучение стало интересным, удобным и учитывающим индивидуальные особенности лидеров.

Бизнес-психолог, консультант по корпоративной культуре
Анастасия Головина
Некомпетентный руководитель рождает себе конкуренцию.
Ключевые факторы успеха системы обучения и развития топ-менеджмента компании:

Современные талантливые лидеры остаются мотивированными и не вспоминают о традиционном «выгорании» там, где им по-настоящему интересно работать, а не там, где обязательно есть карьерные или финансовые перспективы.

Есть несколько ключевых факторов, на которые нужно обратить внимание:

1. Корпоративная культура, поощряющая творческий подход: сотрудники могут активно предлагать идеи, не боясь, что будут раскритикованы руководством. Например, можно сделать форум «Копилка бизнес-идей» и регулярно что-то из них воплощать в жизнь. А тех, кто идеи выдвинул, награждать (например, почетной грамотой или небольшим ценным подарком). Известны примеры из практики, когда за идею, приносящую реальную экономию затрат, сотруднику выдают внеочередную премию.

2. Развивающая среда, поощряющая в компании самореализацию: сотрудники могут преподавать в корпоративном университете или быть наставниками/менторами для молодых специалистов. Дать возможность делиться своим опытом и знаниями значит дать сотруднику неисчерпаемый инструмент самореализации!

3. Культура управления, заинтересовывающая и вовлекающая в решение сложных задач: руководителей регулярно обучают постановке творческих задач, и они применяют эти знания на ежегодной аттестации, ставя цели развития своим сотрудникам, а также при каждом удобном случае — предлагая сложные задачи, делегируя их и давая развивающую (мотивирующую) обратную связь своим подчиненным.

При условии соблюдения перечисленных важных моментов талантливый сотрудник вряд ли покинет компанию, так как будет творить, самореализовываться и развиваться в решении интересных задач.

Уже сейчас понятно, что нам всем придется учиться всю жизнь! И нам всем придется постоянно повышать свою квалификацию или переквалифицироваться. Следует привыкнуть к тому, что это совершенно нормально. Основная компетенция ближайшего будущего — гибкость. Нужно учиться быть гибкими во всем: в поиске работы, в своем отношении к профессии, к жизни вообще. HRы и Корпоративные университеты должны помочь всем осознать, что жизнь изменилась: VUCA-мир означает теперь постоянные изменения на протяжении всей жизни человека.

Бизнес-психолог, консультант по корпоративной культуреАнастасия Головина